Две особенности ORM 2020, которые должен знать каждый
2019 год внес коррективы в работу многих репутационных агентств и их клиентов. Предвестником перемен стал 2018 год с Андромедой Яндекса. И вроде как жить с ней мы научились, но это было только начало…
Мобильный трафик
Доля мобильного репутационного трафика существенно возросла. Основная причина – рост продаж именно с «mobile». По исследованиям, проведенным U&A в сентябре 2019 года, доля покупок с мобильных устройств за последний год возросла на 31%. Покупатели на 7% реже пользуются PC, чем год назад. Не удивительно, что Яндекс отдает предпочтение именно мобильному трафику.
Нами было отмечено, что вероятность прохождения модерации отзыва любой тональности, размещенного с мобильного устройства выше, чем отзыва, публикуемого через десктоп. Но это только наблюдение, и вовсе не панацея. Представители Яндекс по-прежнему не раскрывают критерии, которые определяют судьбу отзыва в сервисах Яндекс.
Но собственно, это уже другая история, и как оказалось, не самая страшная в наступающем 2020 году. Ведь в 2019 компании научились «дружить» с Яндекс. Справочником. Это можно заметить не вооруженным глазом. У компаний, которые серьезно занимаются продвижением в интернете с рейтингом в Яндекс все отлично.
Монетизация репутационного трафика сторонними сайтами
В 2020 году риски потерять потенциальных клиентов из-за негативных отзывов возрастают. Кроме недовольных клиентов, подпортить продажи могут и молодые сайты-парсеры. Они поднимаются из глубин поисковой выдачи за один день. Вы раньше и не слышали о таком сайта, а вот он в ТОП 10 по вашему репутационному запросу. Такие ресурсы могут серьезно испортить впечатление даже о приличной компании. В качестве примера:
За три месяца ресурс взял «под прицел» 215 компаний.
Почему «под прицел»? Давайте разбираться.
Сверяем рейтинг с Яндекс.Маркет… Да, да, со строгим и вечно недовольным.
Разница очевидна. Поэтому руку придется держать на пульсе. К слову, тут стоит задуматься, а так ли плохи сервисы Яндекс? Тем более, что, как оказалось, с ними можно найти общий язык.
В лагере управляемых сайтов отзывов тоже назревают перемены. Негативные отзывы удаляются все с меньшим энтузиазмом, положительные напротив, слетают без малейшего усилия.
Даже самые дружелюбные отзовики в 2019 показали свой характер. Многие компании обратили внимание на то, что Zoon стал более избирательным – в 30% случаев отзывы исчезают уже через сутки, без каких-либо пояснений о причинах удаления. Причем, речь именно о реальных отзывах. Отзывы, размещенные «специально обученными людьми», никуда не пропадают.
Кто-то может возразить и сказать, что сайты отзывов - это своеобразный рэкет. Но, всегда нужно помнить о второй стороне медали. А сколько необходимо ресурсов, чтобы сайт поднялся в ТОП выдачи? А кто-то хочет использовать его в своих маркетинговых целях. Почему же бесплатно? Я не защищаю сайты-парсеры, я напоминаю, бесплатный сыр, только в мышеловке. Тут наш рынок должен еще трансформироваться, чтобы уйти от заветного слова «халява» к взвешенному и логичному «инвестиции».
Другой вопрос, что цена за возможность управлять репутацией на стороннем сайте часто завышена, например, один крупный сайт отзывов продает свои услуги всего за 170 000 в год. И это не предел.
Как работать с репутацией в 2020 году?
2019 год дал четко понять:
- Со справочниками поисковых систем Яндекс.Карты и Google Мой Бизнес можно и нужно работать: обновлять информацию о компании и давать ответы на отзывы – это повышает уровень доверия к компании. При правильном ведении профиля сервисы поисковых систем рекомендуют вашу компанию, а не прямых конкурентов;
- Условно управляемые сайты уже не так дружелюбны, возможно, скоро придется забыть о такой формулировке без коммерческого обоснования. Если не планируете сотрудничать с сайтами отзывов, следует еще с большей осторожностью выбирать площадки для регистрации карточки компании – размещая свою компанию на чужом сайте, вы отдаете свою репутацию в руки администрации сайта;
- Массовое продвижение молодых сайтов отзывов, наполненных только негативами, собранными из интернета, может ударить и по вашей репутации в любой момент. Главное вовремя заметить «незваного гостя». Но если уж случилось, не стремитесь «залить» негативы положительными отзывами. Помните, чем больше контента и чем чаще он обновляется на странице Вашей компании – тем сайт выше в поиске по Вашему репутационному запросу. Не подкармливайте названного гостя;
- Для получения 100% контроля репутации придется увеличить бюджет, стоимость услуги уже 2020 году существенно возрастет;
- Контекстная реклама в рамках управления репутацией важна как никогда. При подключении этого инструмента достигается снижение соприкосновения потенциальных клиентов с негативом на 50%.